GUNITSKIY GEORGE

Анатолий "Джордж" Гуницкий, поэт, драматург, прозаик, радиокомментатор, патриарх отечественной рок-журналистики. музыкальный критик, автор текстов ко многим песням группы "Аквариум". Родился 30 сентября 1953 года в Ленинграде.

По образованию медик (1-й Ленинградский медицинский институт им. академика И. П. Павлова) и театровед (Ленинградского института театра музыки и кинематографии). В разные годы был лифтером, рабочим Этнографического музея, администратором Дворца культуры, рабочим сцены Оперной студии Консерватории, директором первой хард-рок-группы города "Форвард", ушедшей впоследствии на филармоническую работу, сотрудником Театрального музея, руководителем научного семинара Ленинградского Дома самодеятельного творчества, а впоследствии - Рок-клуба, заведующим литературной частью "Театра реального искусства", директором "Театра абсурда" и т.п.

Музыка. Известен, как один из двух отцов-основателей "Аквариума", наряду с Борисом Гребенщиковым. Именно по инициированной Гуницким версии стало считаться, что группа возникла между 6 и 10 июля 1972 года. В качестве барабанщика участвовал в записи альбома «Искушение Святого Аквариума» и других студийных пробах середины 1970-х, таких как мини-альбом «Верблюд-архитектор» и др. Играл в "Аквариуме" до 1975 года. Гуницкий принял участие в экспериментальной записи «Электрик птица» - джэме "аквариумистов" и участников группы "За!" Леонида Тихомирова и Ричарда Майера. В 2000 году Борисом Гребенщиковым и проектом Террариум выпущен альбом на стихи Гуницкого: «Пятиугольный грех», а в 2015 в рамках этого же проекта альбом «3 = 8», в записи которых принимали участие Вячеслав Бутусов, Александр Васильев, Борис Гребенщиков, Алексей Зубарев, Максим Леонидов, Настя Полева, Борис Рубекин, Андрей Суротдинов, Игорь Тимофеев, Евгений Федоров, Леонид Федоров, Юрий Шевчук и другие известные музыканты. В 2020 году вышел альбом группы "Аквариум" «Песни Джорджа», включающий старые песни в новом сочетании.

Автор стихов и прозы, из которых опубликованы: сборник драматургии «Метаморфозы положительного героя» (1996), пьесы и проза «Смерть Безбилетнику!» (2013), пьеса «Она как все» (2014); поэтические книги «Крюкообразность – мой девиз. Аквариумные стихи» (2000), «Берег слова» (2009), «¾ половины Луны» (2012), «Самолеты, но президенты» (2015), «Надцать лет спустя» (2015), «Песни о Джоке» (2018), «Мой муравей» (2018), «Эрмитаж был построен для кошек» (2019); двухтомный сборник статей, интервью, пьес и стихов «Записки Старого рокера» (2005), книги-впечатления «Так начинался АКВАРИУМ» (2008) и «Осторожно, играет АКВАРИУМ» (2018).

Радио и журналистика. С середины 1980-х вел музыкальные передачи на радиостанциях. На протяжении многих лет делал программу "Рокси-аудио" ("Ленинградское радио", "Радио-1 Петроград", "Радио России"). На радио «Открытый город» вел программу «Ступень к радости», в основном сориентированную на деятельность творческого союза "АЗиЯ". В начале девяностых Г. делал телепрограмму "Рокси-видео" в рамках телелотереи «Да!» на Ленинградском телевидении. Гуницкий был соиздателем и аналитиком главного ленинградского подпольного рок-журнала «Рокси». В перестроечные времена реализовал массу интересных, но не ставших долгосрочными издательских проектов - «Румба», «Рокси-экспресс» , «Арокс и Штер». Несколько лет вел рубрику «Записки Старого Рокера» в газете "Вечерний Петербург". Сотрудничал во многих питерских газетах и журналах, в т.ч. "Часах", "Рок-Бюллетене" и др.

В 2020 году стал лауреатом премии «Петрополь» за "смелость и новизну поэтического творчества в книгах и песнях разных лет".

Подробная библиография и дискография здесь.

Лечу больше Невы

Cтихотворения Джорджа Гуницкого, насколько это возможно, далеки от риторики. Автор никого не стремится поразить. Это не означает, однако, что его стихи просты, или что в них нет «тонких настроек». Они могут не всегда бросаться в глаза, но от этого не перестают создавать настроение, действуя подсознательно.

Перекличку между стихами, взаимосвязи между ними легче почувствовать, заметив, что они естественным образом объединяются в группы. Есть среди них стихи о реке, о распутьях дорог, о времени, об отрешённом созерцании, о двойственности; разумеется, стихи о городе — но для городского жителя, которым, несомненно, является автор, их относительно немного, и они пронизаны чувством всеохватного бытия, для которого и город, и безлюдная природа только отдельные грани.

Слова у него живут и играют в каждом стихотворении, создавая порой удивительные эффекты, вроде игры бликов на быстро текущей воде. «Это — Мисти. Это снова Мисти...»... «Из трёх четырёх с половиной/ Шести семнадцати берегов той далёкой/ Дальней незаметной неуловимой непокорной/ Реки ты зря не так думаешь зря»...

Ещё один интересный эффект связан с тем, что многие (но не все) стихотворения, вошедшие в книгу, написаны лет десять назад. Это очень близкое прошлое, но энергии успели за это время трансформироваться, а смыслы приобрести новые оттенки.

Наконец, стихи в книге неразрывно соединены с изобразительным рядом слегка сюрреалистических иллюстраций художника Гелии Судзиловской. В каждой группе стихотворений выделено центральное, по шутке художника, отмеченное виньеткой, играющей роль гарпуна, от которого протянуты нити взаимосвязей к изображению и другим стихам группы.


Книга доступна в магазинах:
Геликон-плюс             

Книга доступна при обращении на аккаунт: Instagram                     




Река Оккервиль

Так сложилось, что наиболее известные стихи Джорджа Гуницкого те, которые оказались превращены в песни. Их можно услышать в переплетении с музыкой и с голоса – другого, даже не голоса автора. Но читателей поэзии в этом мире (а может, и в иных мирах) намного больше. К тому же глаз видит многое, недоступное слуху, иначе воспринимает то, что в песенном исполнении разворачивается линейно, строка за строкой. Подборка текстов позволяет взглянуть на его творчество по-другому, иначе оценить узоры слов. Позволяет заметить, что путь, который намечает автор, часто лежит между строк, между утверждением и отрицанием. «Поближе к центру/ Подальше от края/ Между право и лево/ После и где-то/ Над резоном и смыслом...» Над – в поисках иного, более высокого смысла.

Большинство стихов в «Реке Оккервиль» написаны недавно. Хотя говорят они часто о вневременном. «Если б я мог о том забыть/ Чего давно никто не знает...». А когда касаются сиюминутного, понимаешь, что оно само – причастно чему-то совсем иному. Прислушиваясь к своему собственному ритму, а может, и читая в разных направлениях, сверху вниз, снизу вверх, еще как-то скользя глазами по странице, можешь оценить неожиданность, непредсказуемость следующей строчки, характерную для настоящей поэзии. «Зато по всем каналам сразу/ Пронзительно видна тишина...». Подборка стихов в «Реке Оккервиль» позволит даже тому читателю, который видит стихи Гуницкого впервые, оценить их оригинальность и поэтическую силу.

Иллюстрированная подборка доступна онлайн по ссылкам ниже.

Страницы:
..Home..
..1.. ..2.. ..3.. ..4.. ..5.. ..6.. ..7.. ..8.. ..9.. ..10..
..11.. ..12.. ..13.. ..14.. ..15.. ..16.. ..17.. ..18..
..19.. ..20.. ..21.. ..22.. ..23.. ..24.. ..25.. ..26..


Гелия Судзиловская

Contacts