SERGEY SOLOVIEV

Translations


Dylan Tomas «Vision and Prayer»



Дилан Томас (1914-1953) один из самых ярких англоязычных поэтов ХХ века. Хотя личность поэта, как ее видят окружающие, пусть даже яркая, это поверхность, маска, более глубокое значение имеет его отношение к поэтическому слову. А Дилан Томас относился к нему необычайно серьезно, хотя жил, в общем, беспутно. И слова его продолжают жить.

Вспоминается замечательный рассказ Кортасара «Преследователь», о гениальном саксофонисте Чарли Паркере. Рассказ открывался эпиграфом из Дилана Томаса: «O make me a mask». «О сделай мне маску...». Другая строка Дилана Томаса – «The force that through the green fuse drives the flower», «Та сила, что гонит цветок по зеленой трубке запальной». Эта строка, которая открывает замечательное стихотворение о нераздельном единстве жизненной силы и силы разрушения, говорят, была одной из любимых строк американского президента Картера.

Дилана Томаса вообще вообще назвать талантом в отыскании запоминающихся строчек. «Здесь, этой весной, звезды плывут над вселенской тьмой.» «Here this spring, stars float along the void.» «Страна смерти размером с сердце.» «The country of death is the heart’s size».

Границы стран и языков для настоящей поэзии не препятствие, но все же и самые гениальные стихи нуждаются в переводе...

Несколько слов о поэме, перевод которой здесь приводится. Дилан Томас с поразительной остротой чувствовал иногда свою неготовность, неадекватность, незрелость. Стремление преодолеть их порождало порой удивительные стихи.

Поэма «Видение и молитва» впервые была напечатана в 1945 году. Ее трудно назвать ортодоксально-христианской, но она вся пронизана евангельскими ассоциациями и образами. Чувствуется и то, что писалась она во время страшной мировой войны, хотя сам Дилан Томас по состоянию здоровья не был мобилизован.

Поэму трудно переводить – она отличается необычной, и очень жесткой структурой строф, шесть стоф в которых строки упорядочены по числу слогов по схеме 1-2-...-9-....2-1, т.е. зрительно имеют форму ромбов, и шесть следующих по схеме 9-8-...-1-...8-9, т.е. зрительно строфы имеют форму песочных часов. Возможно, выбирая настолько сложную строфическую форму, Дилан Томас сознательно «смирял себя» перед задачей, осуществлению которой он мог придавать ценность религиозного обета.


 Home  next

Страницы:
..Home..
..1.. ..2.. ..3.. ..4..





Contacts